Молитва святого Ефрема Сирина

Во время великопостного богослужения мы часто повторяем молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любо-началия и празднословия не даждь ми». Эту молитву мы сопровождаем земными поклонами, преклоняя и колена своего сердца. Каждому из нас эта молитва знакома и близка.

Она родилась в сердце преподобного сирийского подвижника. Ею Церковь назидает верующих во дни Великого поста. Эта молитва, напоминая о наших грехах, обращает нас к Богу—Источнику прощения и святости.

Молитва св. Ефрема Сирина начинается обращением к Богу: «Господи и Владыко живота моего…», ибо только в Боге наша жизнь и спасение, наше блаженство. Он—Господь и Владыка всего видимого и невидимого. Все содержится в Его руке. К Нему как Источнику всякой благостыни подобает нам обращать свои взоры и помышления. Наши грехи и пороки мешают доброму христианскому житию, препятствуют приходить к Богу. Вот почему мы и просим у Господа избавления от всего, что чинит препятствия в деле покаяния и исправления. Это— дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия.

Праздность—великий грех. Она—мать всех остальных пороков, которыми полна, к сожалению, человеческая жизнь. Праздность расслабляет наш ум, волю и сердце, приводит к безделию и к унынию. Когда человек ничем не занят, он легко поддается пустым мыслям, дурным поступкам. Праздный человек рассеян, в его сердце легко проникает зло, сеется там и дает свои гибельные плоды. Праздности противоположен труд. Труд—это дар Божий, посредством которого человек совершенствуется, получая глубокое удовлетворение, духовную и телесную крепость. Без труда человек не может существовать, не может и спастись.

Как всякий порок, праздность рождает другие пороки, например, уныние. В молитве мы просим Господа избавить нас от уныния. Уныние убивает дух и тело. Человек больше не думает о своем спасении, он разочарован жизнью, людьми. Уныние легко может превратиться в неверие, в ожесточение, в отчаяние. Уныние гасит в человеке всякую искру надежды. Оно может кончиться самым страшным грехом—самоубийством.

За унынием следует порок любоначалия. Любонача-лие—это страстное желание быть выше других везде и всюду. Это желание выделиться из среды, превознестись, показать себя—дескать, я не таков, как прочие. Это желание, чтобы мое мнение, пусть и ошибочное, взяло верх, господствовало, это желание подчинить себе других. Любоначалие выливается в страсть эгоизма, самолюбования, самости, самопревозношения. Этот порок разрушает ум и сердце.

Празднословие. Этому греху мы подвержены в самой большой мере. Язык наш—враг наш. Легче, говорит святитель Иоанн Златоуст, обуздать дикого коня, чем наступить на свой язык. Все мы пустословим, осуждаем, нередко клевещем. Даже в храме нас часто захватывает этот грех. «Язык—огонь, прикраса неправды… оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны», он исполнен смертоносного яда, говорит апостол Иаков (Иак.3,6,8). Празднословие—показатель болезненного состояния человека.

Обращаясь к Господу и Владыке нашей жизни, будем усердно и с сокрушением просить Его: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любонача-лия и празднословия не даждь ми». Будем прилагать все усилия, чтобы побеждать, с помощью Божией, свои пороки и грехи, достигая чистоты и совершенства, к чему призван каждый человек. Аминь.

Митрополит Владимир (Сабодан)