Все в Божием мире имеет свою цель и свое назначение. Всякое дыхание по-своему хвалит Творца и служит общей пользе. Все в жизни должно приносить свои плоды. Дерево, не приносящее плода, обречено на истребление. Человек—венец творения. Начальник жизни Бог требует от человека определенных плодов. Поэтому как должны быть близки нам слова святого Евангелия: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3,8); «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»; «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3,2,10).
Продолжая свой жизненный путь, мы неизбежно приближаемся к тому рубежу, за которым уже нет возможности приносить добрые плоды. Господь, сотворивший мир, любит дело рук Своих—человека, созданного по Его образу и подобию, ждет от нас добрых плодов, пока мы имеем для этого возможность. Время Великого поста, братия и сестры, есть Божий дар, пользуясь которым можно стяжать достойные плоды во славу Бо-жию, для своего спасения. Необходимо пользоваться этим даром, чтобы принести достойные плоды правды и мира, покаяния и святости, без которых нельзя наследовать Царство Божие. Без Бога мы не можем ничего делать, однако, и без нас Господь не может спасти нас. Он—святость, мы—немощь. Сознавая это, святая Церковь во дни Великого поста совершает сугубые молитвы, прося Господа укрепить наши силы и подвигнуть нас на дело покаяния. Покаяние—это врачевание и очищение, это возможность принести Богу добрые плоды. Покаяние сопряжено с определенными трудностями. Царство Божие, по свидетельству святого Евангелия, не дается так просто, оно берется усилием и трудом, и прилагающий свои усилия может стать его наследником.
Что же требуется от того, кто приступает к покаянию, к исповеди? Что необходимо для того, чтобы исповедь была истинной, богоугодной и душеспасительной? От кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.
Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах. Если мы не видим своих грехов, надо молиться Богу, чтобы Он помог увидеть их. Не случайно так часто в церкви повторяются слова молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения».
Мы согрешаем, когда, будучи великими грешниками, не желаем сознавать, что мы грешники, заслуживающие наказания Божия. Мнимая фарисейская праведность губит нас во время говения. Только победивший ее и осознавший свои грехи в смирении и сокрушении сможет достойно покаяться.
От кающегося требуется искреннее желание и намерение исправить свою жизнь. Обратим на это внимание. Постараемся, приняв Таинства Исповеди и Причащения, не повторять беззаконий, не обманывать больше себя, не лгать Богу, не оскорблять Божественные Таинства.
Наше страстное желание жить хорошо только на земле заглушает веру в будущую блаженную жизнь. Поступая так, мы не верим в пришествие на землю благодею-щего нам Христа Спасителя, в домостроительство нашего спасения. Покаемся в своем маловерии, в беспечности, в нашей слабой надежде на Бога. Не исчесть благодеяний Божиих, которыми мы пользуемся. Со слезами надо просить у Бога прощения и повторять: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102,2).
От кающегося требуется вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди, должен веровать, что Сам Христос во время исповеди принимает его исповедание и Он один силен очистить и спасти. За нас Он пролил Свою святую кровь, которая нас очищает при наличии сердечной веры и добрых намерений. «Имейте веру Божию» (Мк.11,23); «По вере вашей да будет вам»,—говорит Господь (Мф.9,29).
В дни святого Великого поста позаботимся об исправлении нашей жизни, принесем Богу спасительные плоды покаяния. Аминь.
Митрополит Владимир (Сабодан)