«Каким замечательным вещам учит нас Церковь! Просить прощения. Просить прощения каждый день, всегда. Ведь все мы бываем неправы, и это объединяет нас. Как говорится, грешники всех стран, соединяйтесь! Все мы – грешники, так что нам делить?» О смысле прощения рассуждает архимандрит Андрей (Конанос).
Наша вера – это не наша заслуга. Так же, как и чувство благодати Божией не является нашимчувством. Если, в момент настоящей беседы, мы что-то ощущаем, то это не наши ощущения, а прикосновение Божией благодати, которая, обретая благодатную почву в нашем сердце, входит в нас и прикасается к нам. Эта благодатная почва, это место прикосновения Господа к нашей душе есть любовь, или благое расположение, благое произволение, благость сердца. Благ Господь. Господь благ, добр и милостив, и Он хочет обрести благость и в нашем сердце, чтобы ниспослать сил для преодоления страданий и боли. Об этом нам говорит Церковь в Прощеное воскресенье, на вечерне перед началом Великого поста. Мы начинаем большое дело, важное путешествие. Будем поститься, молиться в подвиге и воздержании, стремясь приблизиться к Божественной благодати.
И пока мы на берегу, пока не вышли в открытое плавание – подумаем, как нам плыть? Здесь нужна подготовка. Так что будем учиться любви, и в Прощеное воскресение простим всех так же, как простят и нас; обнимемся, попросим прощения, поклонимся на четыре стороны, примиряясь таким образом со всем миром, даже с теми, кого не знаешь.
В монастырях в конце вечерни игумен выходит на середину храма, к нему подходит служащий иеромонах, кланяется, просит прощения и встает рядом с ним. То же делают и остальные монахи. Получается круг, в котором все с троекратным целованием просят друг у друга прощения. Так с любовью начинается пост, с любовью начинается молитва и духовная борьба.
Если же мы не любим друг друга, если у нас нет между собой любви, Господь скажет нам: «Что вы можете Мне дать? Я неуловим – как можно приблизиться ко Мне? Как у вас это получится, когда вы друг друга не можете коснуться с любовью, не можете поцеловать – брата, жену, ребенка? Вы правда думаете, что так можно приблизиться к Богу?»
О чем здесь вообще можно говорить? Бог – вне всякого измерения, Он так далек от того, что близко нам! И мы, будучи не в состоянии постичь «альфу», желаем знать всё про «омегу», про Самого Господа!
В греческом языке глагол любить (αγαπώ) начинается с буквы «альфа» и заканчивается «омегой». Начни с «альфы», и Я открою тебе «омегу», – говорит Господь. Научись любить и прощать тех, кто рядом!
Хватит рассуждать на высокие богословские темы, разбирать трудные места из святых отцов, молиться по четкам… Нет, все это хорошо – но только тогда, когда есть любовь к ближнему.
В противном случае Господь скажет: «Забирай свой дар обратно, Мне он не нужен. Сначала пойди и примирись со своим братом – и для Меня это будет самый лучший дар! Жертвуешь в храм просфоры? Покупаешь вино для литургии, свечи? Что бы ты ни делал для Церкви – с любовью все благословенно. А если любви нет – забирай свои просфоры обратно. Богу они не нужны. Литургия не может быть прекрасной, если просфоры для нее жертвуются без любви, после ссор и ругани, когда люди не могут подать руки друг другу».
Каким замечательным вещам учит нас Церковь! Просить прощения. Просить прощения каждый день, всегда. Ведь все мы бываем неправы, и это объединяет нас. Как говорится, грешники всех стран, соединяйтесь! Все мы – грешники, так что нам делить? Любовь соединит нас, смирит, помирит и оправдает перед Богом. Мы грешны, и так прекрасно, что Церковь дает нам приют! Ведь нигде больше, если прийти и сказать: «Я – плохой», ты не услышишь в ответ: «Как хорошо! Заходи, пожалуйста!» А в Церкви – именно так. Ты приходишь, говоришь: «Я грешен!», а в ответ тебе: «Вот и хорошо, заходи! Здесь все грешные, но Господь дарует нам Свою благодать, и мы учимся любить, прощать, не быть лицемерами, не гордиться. Мы смирились, примирились друг с другом, выплакались и, придя к Богу, сказали Ему: «Господи, все мы – грешные».
Здесь каждый смотрит на себя, а не на других.
Научись смиряться перед ближним и при этом любить его. Быть такого не может, чтобы человек остался при этом непреклонен, чтобы не простил, не принял твоей любви, чтобы его сердце – пусть и ледяное – не растаяло. Растает. Говорят, на земле температура с недавнего времени повысилась на два градуса и северные ледники подтаивают. Представляете? Из-за каких-то двух градусов. А мы не в состоянии повысить градус собственной любви, чтобы сердце согрелось любовью Господа. Ведь Божие сердце горит любовью. Неужели так сложно прибавить к своей любви пару градусов, чтобы счастливо и благодатно жить на этом свете?
Хочешь, чтобы зло навсегда покинуло твою семью? Научись любить, прощать, жертвовать собой. Пусть тебя считают глупцом – а ты уподобишься распинающемуся Христу.
Решись на это. Да, будет больно. Раны, страдания и кровь – неотъемлемая часть самопожертвования, ведь эгоизм сопротивляется изо всех сил, но это открывает нам врата рая, а все дьявольские капканы будут попраны и зло навсегда исчезнет из дома.
Слова о любви – это как слова о Христе. Они никогда не заканчиваются.
Будем просить Господа, чтобы наша любовь была чистой – такой, какой Он хочет ее видеть, без эгоизма, во славу Божию, в соединении с Его любовью.
Пусть Господь соединит нас друг с другом, пусть смягчит наши сердца, пусть поможет нам любить Его и Его чад, наших ближних, чтобы всем нам вместе предстать пред Ним, служа Ему и прославляя словами: «Отче наш!» Пусть будет так, и мы станем истинными чадами Божиими, чадами Небесного Царства.
Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко