Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа – один из двенадцати наиболее значимых праздников Православной Церкви.
19 августа Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Преображение Господа описано на страницах Священного Писания тремя евангелистами – апостолами Лукой, Матфеем и Марком.
Это событие произошло следующим образом. Христос взял с Собой только самых близких учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и повел их на высокую гору. Такие походы в уединенные места с ближайшими апостолами не были редкостью, но в этот раз случилось нечто совершенно необычное.
Апостолы, вероятно, утомленные, заснули, а когда проснулись, то увидели Христа преобразившимся, то есть в измененном виде. По выражению евангелиста, Его лицо «сияло, как солнце», а «одежды сделались белыми, как свет». С Господом беседовали Моисей и Илия – два величайших пророка Ветхого Завета. При этом апостолы почувствовали себя счастливыми, так что Петр сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три палатки: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4).
В это время явилось «светлое облако» и из него раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:6). Петр, Иаков и Иоанн очень испугались и пали ниц. Но Господь поднял их и сказал не бояться. Встав, ученики увидели, что явление закончилось, Христос был Сам.
Преображение воспринимается Церковью как особое откровение о Божественной природе Иисуса Христа. Господь во время земной жизни преимущественно действовал смиренно, не обнаруживая Своей Божественности столь открыто. Но перед Голгофой, чтобы показать апостолам (а с ними и будущим поколениям христиан), что Он идет на страдания добровольно, Христос предстал перед ближайшими учениками в Божественной славе – настолько, насколько они могли воспринять.
Впоследствии факт Преображения Господа займет важное место в аргументации святителя Григория Паламы, когда, противостоя латинским искажениям веры, он будет защищать православное учение о нетварном Свете. Согласно этому учению, человек, несмотря на свою тварность, может быть причастным к Богу через Его действия (энергии). Именно это случилось с апостолами на Фаворе, ведь они видели Свет не созданный, не физическое явление, а действие Божественной природы в Иисусе Христе.
Праздник Преображения в народе часто называют «Яблочным Спасом», но яблоки к празднуемому событию никакого отношения не имеют. Просто к этому времени обычно созревают первые плоды и сложилась традиция приносить их в храм для благословения.
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко