19 января православные празднуют великий двунадесятый праздник Богоявления, или Крещения Господня.

В этот день верующие вспоминают Крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан перед Его выходом на евангельскую проповедь.

Этот праздник также называется Богоявлением, потому что во время Крещения Христа в Иордане в видимых и доступных для человеческого понимания образах явилась Пресвятая Троица: Бог-Отец (в виде гласа с небес), Бог-Дух Святой (в виде голубя), Бог-Сын (Иисус Христос).

По церковной традиции, в праздник Крещения, а также накануне – в Крещенский сочельник, совершается чин Великого освящения воды.

Праздник Крещения Господня – это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей (Мф. 3:13–17; Мк. 1: 9–11; Лк 3: 21–22).

В греческом тексте Евангелия крещение обозначено словом βάπτισμα, что дословно означает «погружение в воду».

Иоанн проповедовал среди иудеев крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1:4): приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Предтече, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде.

Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, Предтеча поразился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14) Но услышал в ответ: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3:15), то есть – Божию волю.

Христос как Человек должен был исполнить все постановления закона иудейского, чтобы, преодолев его, дать Свой новый благодатный закон. Иоанну ничего не оставалось, кроме как допустить Иисуса до крещения.

Сразу после этого на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба прозвучал глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3:22). Таким образом, Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус – не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы.

Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Иисусу Христу не было необходимости смывать с Себя грехи – у Него грехов не было. Но Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него, – и искупить их, пострадав на Кресте.

Освящение воды – самая яркая черта праздника. Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней.

Белый цвет облачений священников на праздник Крещения (как и Рождества) объясняется тем, что у ранней Церкви было в обычае крестить в эти дни новообращенных.

Праздновать Богоявление начали еще при жизни апостолов. В то время это были длительные торжества, посвященные явлению Бога в мир и Его Рождеству и Крещению (которое стало по сути первым появлением Христа в большом собрании людей).

В IV веке эти праздники разделились, а время между ними со временем стали называть святым, или святками.

 

Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко