В этот день православные вспоминают событие, описанное в Евангелии, когда Христос въехал в Иерусалим на ослике, чтобы отпраздновать пасху (у иудеев пасха была воспоминанием освобождения еврейского народа из плена египтян). За несколько дней до этого Христос воскресил своего друга Лазаря. Слух об этом невероятном чуде быстро распространился в народе. Поэтому многие люди собрались, чтобыувидеть и встретить Спасителя. Они кричали ему: Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! (Ин 12:13) — и постилали свои одежды на Его пути (Мф. 21:8).
Согласно евангельскому тексту, люди вышли навстречу Иисусу, держа в руках пальмовые ветви. Так как на Руси пальмы не росли, верующие в этот день приходили в церковь с ветвями вербы, которая к этому времени распускается и дает пушистые побеги. Этот обычай существует и сегодня. Во время праздничного вечернего богослужения в субботу происходит освящение верб: священник читает молитву и кропит принесенные веточки святой водой. Поэтому в народе праздник носит название Вербное воскресенье.
Вход в Иерусалим — это начало пути на Голгофу. Христос входит в город, прекрасно зная, что его ждет смерть. Он входит не как земной царь, а как Агнец, Который берет на Себя грех мира (ср. Ин 1:29). В этом событии выражен добровольный выбор Христа — Он идет на страдания не потому, что Его вынудили, а потому, что Он Сам отдает Себя ради спасения людей. Это исполнение пророчеств и кульминация Его земного служения.
Следом за Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, во время которой мы будем вспоминать мучения и смерть Христа!
Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко
