Сегодня день, когда Господа истязали, когда Судью всех неправедно осудили, когда Бессмертного распяли на Кресте.
День, когда люди явили миру вершину собственной бесчеловечности. Спустя много веков после грехопадения потомки Адама и Евы продемонстрировали Творцу, какие уроки они извлекли из опыта прародителей и как они научились распоряжаться дарованной им свободой воли.
Они снова пренебрегли данными Творцом благами и спрятались от Него. Только в Раю они пытались укрыться среди растений, а во времена жизни Христа они надеялись спрятаться в непробиваемом, как им казалось, коконе «истинного» — фарисейского — понимания данной на Синае Торы. Понимания, в котором не нашлось места Живому Богу.
В этом иудейские законоучители превзошли Адама и Еву: они не только обвинили Создателя, но и на основании данного Им же Закона приговорили Его к смерти.
А что же Бог? Он по-прежнему являет постоянство любви к Своему творению. Создатель, будучи невиновен, соглашается с приговором. По требованию любви Он восходит на Крест и спускается в ад, чтобы Своим Воскресением обновить падшего человека и, если тот пожелает, снова сделать его участником райского блаженства.
Парадоксальность Распятия Богочеловека выразительно описана в следующей стихире:
«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение» (последовательно описывается то, как мучители издевались на Христом: терновый венец, ненастоящая издевательская «порфира» и проч.).
В переводе:
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах [так в Библии описывается сотворение мира и отделение земли от воды]; терновым венцом [венец — знак царя, но, очевидно, не терновный] покрывается Ангелов Царь; в ненастоящую порфиру [порфира — эксклюзивная одежда императоров] одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».
Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко