Великая пятница

Сегодня день, когда Господа истязали, когда Судью всех неправедно осудили, когда Бессмертного распяли на Кресте.

День, когда люди явили миру вершину собственной бесчеловечности. Спустя много веков после грехопадения потомки Адама и Евы продемонстрировали Творцу, какие уроки они извлекли из опыта прародителей и как они научились распоряжаться дарованной им свободой воли.

Они снова пренебрегли данными Творцом благами и спрятались от Него. Только в Раю они пытались укрыться среди растений, а во времена жизни Христа они надеялись спрятаться в непробиваемом, как им казалось, коконе «истинного» — фарисейского — понимания данной на Синае Торы. Понимания, в котором не нашлось места Живому Богу.

В этом иудейские законоучители превзошли Адама и Еву: они не только обвинили Создателя, но и на основании данного Им же Закона приговорили Его к смерти.

А что же Бог? Он по-прежнему являет постоянство любви к Своему творению. Создатель, будучи невиновен, соглашается с приговором. По требованию любви Он восходит на Крест и спускается в ад, чтобы Своим Воскресением обновить падшего человека и, если тот пожелает, снова сделать его участником райского блаженства.

Парадоксальность Распятия Богочеловека выразительно описана в следующей стихире:

«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение» (последовательно описывается то, как мучители издевались на Христом: терновый венец, ненастоящая издевательская «порфира» и проч.).

В переводе:

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах [так в Библии описывается сотворение мира и отделение земли от воды]; терновым венцом [венец — знак царя, но, очевидно, не терновный] покрывается Ангелов Царь; в ненастоящую порфиру [порфира — эксклюзивная одежда императоров] одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко