Размышления настоятеля храма о молитве.
Вот хожу я в храм, молюсь, а жену так и не могу найти… Ну как же так, такую ведь большую свечку поставил, а родственник все не выздоравливает… И где этот ваш Бог? Молюсь за сына, а он все пьет и пьет… Как часто приходится слышать священнику подобное. Такие молитвы напоминают скорее требования, за которыми, в случае если человек не получает просимого, следуют возмущения и даже упреки. Вместо того, чтобы молиться об исполнении воли Божией, мы пытаемся убедить Бога устроить все так, как нам самим хочется. Может ли такая молитва не быть посрамленной?
Господь в Евангелии говорит нам: «Все, что ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21,22). Но ведь не сказано в Евангелии когда это произойдет. Представим себе человека, который много лет не здоровается со своим соседом в ответ на все его приветствия и вообще никак им не интересуется. Потом, когда случается нужда, он обращается к нему с просьбой занять крупную сумму денег. В ответ же получает недоуменный отказ. Очень похоже ведет себя часто и человек приходящий в храм со своим нуждами, болезнями, неудачами. Он спрашивает у Бога: Почему? Когда? За что? А Господь, со Своей стороны, говорит: «Спрошу тебя и Я». Ты Меня знать не знал, даже Евангелие ленишься почитать, в Церковь заходишь от случая к случаю, и то стоишь в храме как столб, ничего не понимаешь и не стараешься понять. Что тебя интересует? Только, чтобы ты был здоровым, чтобы проблемы твои моментально решились. А ведь так не бывает.
Святой апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11,36-40). Без сомнения, во всех этих обстоятельствах эти люди много молились, может и не об избавлении, потому что они жизнь свою готовы были положить за Бога, но о помощи. Когда Бог видит, что у нас достаточно веры, чтобы выдержать Его молчание или чтобы принять муки – нравственные или физические – для большей полноты свершения Его Царствия, Он может молчать, и ответ на молитву будет дан лишь в конце концов, но совершенно иначе, чем мы того ожидаем.
Пусть каждый, считающий что Господь его не слышит в молитве, посмотрит в свое сердце, прислушается к голосу своей совести. Исполнил ли ты данные тобой обеты, имеешь ли решимость изменить свою жизнь, не носишь ли за душой камня обиды или ненависти к кому-то? Ведь нельзя забывать, что, согласно Евангелию, непременным условием слышания и исполнения просьбы является прощение тех, кто чем-то обидел нас, тех, кто является нашим должником. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11,25).
Духовная жизнь была бы слишком легкой, а значит не имеющей цены, если бы каждый вздох и каждая просьба, обращенные к Богу, тут же получали ответ. Человек должен быть готов к молчанию Небес и с еще большим усердием, терпением и настойчивостью молиться и взывать к Богу о помощи. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не огорчайся, если не получаешь сразу того, о чем просишь: Бог хочет даровать тебе большее через твое постоянство в молитве». С мыслью о своем недостоинстве молящийся человек должен терпением доказать верность Богу. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7,7-8), — говорит нам Господь в Евангелии.
Наконец, человек, одаренный от Бога разумом и совестью, должен вслушиваться в себя: не звучит ли в душе вопрос от Создателя? Не ждет ли Господь от человека чего-то такого, без исполнения чего все труды и старания окажутся напрасными?
Как бы искренни, как бы правдивы ни были наши намерения, какими бы совершенными они нам ни казались, каждая молитва может в какой-то момент пойти по неправильному пути, и потому к каждому нашему обращению к Богу будем добавлять как Господь Иисус Христос в саду Гефсиманском: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26,39).
Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко.