Краеугольные камни духовной жизни

Программа-минимум христианина.

Мир был создан Богом как Его песня, Его картина, исполненная гармонии, мудрости и красоты. И вот этот совершенный мир преподносится в дар человеку: словно в Большой театр с труппой актеров и множеством декораций вводится новый, совсем еще юный режиссер-постановщик. Но состоится ли премьера, если сам режиссер ничего не умеет, а актеры разбегутся и декорации растащат?.. В каждой профессии есть необходимый минимум знаний, без которого никак нельзя обойтись. Без чего же не может обойтись христианин на своем пути ко Господу?

На Честном Древе Креста Господня принесена величайшая Жертва Любви, которую Сын Человеческий принес за грех рода человеческого. Он освободил человека от смерти, смертию смерть поправ, пленил ад, победил диавола, обожил наше естество и нашу природу. Воистину великие дела и Божественные дары! Только мы от этих даров кажется настолько далеки, что иногда у человека возникает вопрос, имеем ли мы вообще какое-нибудь к ним отношение. Христос победил диавола, а диавол как командовал нашим миром, так до сих пор нами и распоряжается. Христос освободил нас от смерти, но все как были мертвецами, так по сей день и остаемся. Лично я как родился во грехе, так во грехе и пребываю.

Но каким образом спасение, совершенное Христом, распространяется на верующих в Него? Ведь спасение – не просто прощение грехов, а перерождение всего человека от смертного к бессмертному! Поскольку Божественный замысел о человеке был исполнен во всей полноте только во Христе, соответственно, мера близости ко Христу определяет и меру спасения человека. В основанной Христом Церкви, которая является Его Телом, постоянно пребывает Святой Дух. Именно действием Духа Святого при усердном труде христианина и совершается освобождение от уз греха и страстей. Именно поэтому еще у первых христиан была поговорка: «Кому Церковь – не мать, тому Бог – не Отец». Оставаясь вне Тела Христова, человек обрекает себя на ущербную, неполнокровную, а значит, эгоистическую жизнь, даже будучи верующим в Бога.

Уже Таинство Крещения дает возможность сказать: «Я христианин. Я уже не такой, как прочие нехристи. У меня имеется Ангел Хранитель, да и все святые должны меня защищать. И вообще я уже свой в Царстве Небесном, потому что Таинство Крещения ничем не смывается. Я молюсь по утрам и на ночь. Хожу в церковь, каюсь, причащаюсь, соблюдаю посты. Так что, в принципе, я чист. И вообще, особенно когда читаю «Жития святых», чувствую, что я способен тоже все оставить, податься куда-нибудь в пустыню. Или хотя бы, как святой Серафим Саровский, простоять на камне тысячу дней и ночей, устроить себе скит в лесу и кормить медведя с ладони. Конечно, до этих святых мне не дотянуть, но я чувствую, что совершу подвиг».

И все эти праведные потуги дотянуться своим крестиком до Неба сметает откровение святого апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13,2-3).

Богу нужны не миллионеры, не нищие, не президенты, не банкиры, не Нобелевские лауреаты, не чемпионы мира. Отцу Небесному нужны дети, Его собственные любящие дети – христиане, не называющие себя таковыми, а живущие как последователи Христа Спасителя. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3).

Христианин – поистине счастливый человек. Омытый водою святого Крещения, получивший в Таинстве Миропомазания Духа Святого, христианин уже от пеленок имеет то, что является целью всей жизни человека. Это не просто человек, поверивший, что когда-то две тысячи лет тому назад жил в Палестине Человек Иисус, Который в действительности является Сыном Божиим. Что теперь Он сидит рядом с Богом Отцом на небе и наблюдает за нашими делами. А как нам, порой, хочется, чтобы Он не видел наших дел, чтобы не смотрел на нас изо всех углов, изо всех окон и всеми глазами, какие только есть в мире! Христианин не закрывает глаза Христу и сам не прячет голову в песок – он живет открыто и честно. Какие бы прелести и сладости мира ни пытались привязать к себе – все они для христианина унылая чужая пустота. Христианин живет со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Божия, и никаких случайностей в мире, и с миром, и с ним самим не происходит – все ниспослано Отцом Небесным.

Только безумный не видит, что мы живем в новую эпоху, эпоху информационной революции и новых технологий, небывалых демократических свобод и небывалого духовного рабства, когда грех и преступление не только не встречают должного сопротивления, но захватывают власть в мире. Это эпоха новой морали, потому что на наших глазах исчезает понятия о совести, чести, стыде, верности, любви. А то, что в христианстве называется грехом и преступлением, теперь – естественная норма жизни и «реализация прав человека». Так что ясно, чего добивается от Церкви диавол: либо «похули Бога и умри» (Иов 2, 9), либо «освяти» грех, как норму христианской жизни.

Нет для человека между Христом и диаволом нейтрального местечка, где бы он мог и Одному, и другому ручкой помахать. Нет в Божием мироздании ни пространства, ни времени, где человек без Христа и без диавола мог бы свободно заниматься своими чисто человеческими делами. Человек может либо являть Христа, либо противиться Христу. «Кто не со Мною, тот против Меня». Либо Христов, либо антихристов. «И кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12,30).

Итак, мы видим краеугольные камни духовной жизни – жизнь в Церкви и в таинствах, нелицемерная любовь к Богу и людям, искреннее следование за Христом не только на словах, а на деле. Будем же помнить слова Спасителя: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11,30). И это светлая радость и великая милость Божия. Потому что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, потому что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест и укрепляет Своей благодатью. Помня об этом и слагая в сердце духовные основы жизни, мы сможем с помощью Божией отыскать в хаосе лживых дел и слов человеческих, в этом смешении правды и лжи ту Истину, которая одна и может нас спасти.

Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко.