О милосердии Божьем и человеческом.
В Евангельском повествовании о том, как Господь вместе с ангелами придет во славе Своей судить мир, говорится, что праведники услышат глас Божий: «Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф.25,34-36). Удивились праведники: «Господи, где же мы видели Тебя в таком состоянии? Когда мы видели Тебя алчущим и накормили, в больнице или темнице посетили?» Он отвечает: «То что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то Мне сделали» (Мф.25,37-40). Удивились они, потому что имели милующее сердце, а творить добро для них было настолько естественно, что они даже не задумывались, что совершают что-то особенное. И никакой награды не ждали ни от людей, ни от Бога. Праведники делали это по зову сердца, без подсчета своих добрых дел в течение дня.
Далее в притче о Страшном Суде Христос обращается к тем, кто не творил дел любви: «Я был наг – и вы не одели Меня; Я был голоден – не накормили; Я жаждал – не напоили, был в темницах, в больнице – не посетили меня» (Мф.25,42-46). Эти люди Его даже не понимают, они прожили всю жизнь только для себя: расчетливо, разумно, но, в итоге, безумно. Когда человек живет только самим собой, своим эгоизмом, он не имеет понятия о том, кому вокруг хорошо, а кому плохо. Он, кроме себя, никого вокруг не видит.
Итак, мы видим, что без милующего сердца вся наша внешняя жизнь пойдет прахом и ничего нам не даст. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Можно иметь христианские обычаи, христианский облик, но при этом не иметь христианского сердца».
Когда человек лежит в больнице, то он помнит, что там никто ни над кем не смеется: у этого – ишемия, этот – с рукой сломанной лежит, у этого – голова перевязана. Все как-то стараются чуть-чуть друг друга поддержать. Почему? Потому что когда мы сами пребываем в состоянии болезни, только тогда и можем начать сочувствовать другим, таким же страдающим людям. Вот к чему призывает нас Церковь: чтобы мы когда-нибудь, наконец, обратились внутрь себя. Чтобы трезво и честно оценили, что представляем в духовной жизни, что это мы сами – голодные, нищие, в темнице и больнице, раздетые от благодати Божией.
В храме мы постоянно слышим, что Бог есть Любовь (1Ин.4,7). И мы принимаем это сердцем и легко верим этому. Мы говорим: «Господи, помилуй!» – и не представляем ни аргументов, ни фактов, ни причин, почему Господь должен нас помиловать. Именно потому что помилование означает – ни за что, просто так. И сколько Господь милует нас, сколько проявляет сострадания и помощи! И вот такая сопереживающая сердечность должна быть в сердце каждого из нас. Мы просим Бога помиловать, но и сами должны быть милостивы ко всем – без объяснений, без условий, без требований.
Что возводит нас к Богу? Наша человеколюбие и милосердие. Накормили, напоили, посетили – поступили по-человечески. Надо помнить о последнем часе, который ожидает всех людей. И эта память подвигнет нас к тому, чтобы мы богатели добрыми делами и воспитывали в себе милующее сердце, уподобляясь нашему Господу, Который сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6,36).
Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко.