4 декабря 2019 года Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы!
В этот день христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию – будущую Пресвятую Богородицу – в Иерусалимский храм.
Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом – посвятить дочь служению Ему.
Сведений о событиях этого праздника нет в канонических Евангелиях, и впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом «Протоевангелии Иакова» (II век) и латинском «Евангелии Псевдо-Матфея» (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное Предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.
Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка – родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.
После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.
Торжественное событие Введения во храм произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Согласно Церковному Преданию, этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению, ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год.
После этого Мария осталась жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.
Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В результате особого жребия Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида.
Согласно Церковному Преданию, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (годы жизни: 250–330) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в IV веке о празднике писал святитель Григорий Нисский.
Широкое распространение праздник получил лишь с IX века. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописей написали два канона для богослужения этого дня.
На иконах, посвященных событиям Введения во храм Пресвятой Богородицы, Божия Матерь изображается в центре композиции. На Ней надет мафорий – традиционная одежда замужних женщин. Рядом стоят святые праведные Иоаким и Анна. Сам храм чаще всего изображается в виде кивория (шатер, сень над престолом). Встречает Деву Марию священник Захария. Также на иконе мы видим лестницу из пятнадцати ступеней, которую самостоятельно, без помощи взрослых, преодолела трехлетняя Богородица.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы приходится на Рождественский пост. В этот день разрешается есть рыбу.
Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко