Рассказ о том, как настоятель и прихожане Храма побывали на Святой горе.
«Афон олицетворяет опыт Церкви, молящейся у Креста своего Владыки; Афон – это ладан, воскуряющийся перед Закланным Агнцем; Афон – это фитиль лампады, масло которой – богобоязненность и молитва; Афон – это великие молитвенные четки Вселенной».
Патриарх Антиохийский Иоанн X
Недавно группа прихожан нашего храма во главе с настоятелем совершила паломничество на Святую гору Афон, где сугубо молились о помощи Божией в строительстве Храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Свята Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике. Независимость Афона и его особый статус гарантируются специальной статьей греческой конституции и рядом межгосударственных соглашений. Святая Гора представляет собой одну из оконечностей полуострова Халкидики в северо-восточной части Греции. Длина Афона около 70 км, и ширина – 12 км. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными оврагами. Это место «не от мира сего», его связь с мирским порядком, временем и законами относительна. Афон живёт в категориях вечности.
Эта поездка ознаменовалась особой милостью Божией Матери к нам, грешным. За несколько дней нам удалось поклониться святыням монастырей Ксенофонт, Свято-Пантелеимонова, Кутлумуш, Иверон и келии Буразери. Особенное чувство осталось от ночного богослужения в честь иконы Пантанаса (Всецарица) в монастыре Ватопед, в котором мы принимали непосредственное участие и аз, грешный, удостоился нести ковчег с Поясом Пресвятой Владычицы Богородицы на Великом Входе во время Божественной Литургии.
Во время посещения Святой Горы мы повстречали Святейшего Патриарха Антиохийского Иоанна X, совершавшего также визит на Афон. Его Блаженство Патриарх со слезами говорил о тех бедствиях, которые обрушились на Сирийских и Ливанских христbан, о сонмах мучеников, погибших в наше время от радикальных мусульман-ваххабитов за веру христианскую.
Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой, первозданной природой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. 1800 монахов, подвизающиеся на Святой Горе, – это люди с разными судьбами, и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но все стремятся восходить по этому непростому и тернистому пути.
Свой Афон и у каждого паломника: кому-то ближе строгий лад монастырей, кому-то – тихие беседы в кельях на крутых обрывах отвесных склонов. Кто-то, неся с собой свой затуманенный мирскими заботами и грехом взгляд, и не видит на Афоне ничего, кроме новых дорог, суеты, обмирщения и национальных конфликтов. Очевидно одно: чтобы проникнуть в тайну Афона, надо потрудиться – и потрудиться, прежде всего, над собой. Очистив свои сердечные очи, паломник узрит духовное богатство и мощь, которые потрясут его до основания.
Первое впечатление обычно – от светлой красоты неба, скал и моря, церквей, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно приходит понимание, что мы до этого толком ничего не знали о ней, что большинство её сокровищ оставались спрятанными от нас. И не просто потому, что узнать Афон можно, только пройдя десятки километров по его многочисленным тропинкам, не потому, что многие его монастыри с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч. Всё дело в том, что смысл святогорской красоты можно понять лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига подвижников Святой Горы.
Настоятель храма Святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
иерей Димитрий Бованенко.